English | Контакт | Главная   

   Туры и поездки



   Спецпредложения



   Справочник



   Форум на Кубань.ру



   Ссылки






Расписание движения транспорта


ФОБОС: погода в г.Краснодар




Rambler's Top100
Рейтинг туристических сайтов на Би-Ти-Пи

 






ВИЗОВАЯ ЛЕКЦИЯ А. НЕТУЖИЛОВА (часть 1) и (часть 2)

Авторские права - именное авторское право на весь этот текст и на любую его часть принадлежит Александру Hетужилову. При копировании и цитировании ссылка на А. Hетужилова обязательна.

Разрешается и всемерно поощряется распространение этого текста любым бумажным и безбумажным способом без извлечения прибыли.

В случае извлечения прибыли либо ожидания привлечения прибыли при публикации этого текста или любой его части если она произходит в следующие сроки:

  • для бумажных публикаций любого типа - до 31 декабря 1999 года (включительно),
  • для безбумажных - электронных, компьютерных, аудиовизуальных и пр.- до 31 декабря 2001 года (включительно) не требуется никаких специальных разрешений.

По истечению указанных сроков любая публикация этого текста или любой его части с извлечением прибыли - требует письменного разрешения автора.

"Вольный путешественик с российским паспортом в фокусе международного права"

Краткое содержание:

  1. Как и почему была поготовлена эта лекция
  2. Благодарности
  3. Свобода перемещений - дилемма международного права
  4. Территория госудаства. Государственные границы.
  5. Законный переход государственной границы. Типы переходов.
  6. Гражданство. Паспорта. Хорошие (удобные) и неудобные паспорта. Двойное и множественное гражданство. Безгражданство.
  7. Разрешение на въезд в страну. Визы, их типы. Фактическое разделение граждан европейских стран на людей I-го, II-го и III-го сорта.
  8. Защита прав гражданина Российской Федерации за рубежом. Консульства России и их функции.
  9. К читателю - безвизовая Европа от Атлантики до Урала!

Как и почему была написана эта лекция ?

Впервые вольные путешественники из ex-СССР шагнули за границу приблизительно в 1987 году во время Горбачевской оттепели. Осенью 1989г. в Данию выехали представители первого неформального автостопного молодежного клуба - Ленинградской Лиги автостопа. Hо тогда заграничные п тешествия были экзотикой. Подавляющему большинству автостопщиков из СССР - России дорога за границу открылась только с 1-го апреля 1993 г. - когда загранпаспорт стал выдаваться свободно всем желающим, которые могли оплатить его не такую уж и маленькую стоимость -около 28$ на настоящий момент.

Hо как только для граждан России открылся "железный занавес" - многие богатые страны, в том числе и те, кто постоянно говорит о правах человека, стали строить свой - "золотой занавес", дико взвинтив цены на въездные визы, и обусловив их получени исполнением трудновыполнимых требований.

Справедливости ради надо отметить, что в последние год-два (1996-97гг.) многие консульства посещаемых стран Запада нормализовали своюработу и для получения визы уже не нужно ночевать в сквере на скамеечке перед зданием консульства, чтобы в 5 утра войти в те 100 или 200 счастливцев, у которых анкету примут именно сегодня. Hо все равно сейчас организация заграничного путешествия еще представляет для обладателя российского паспорта известные трудности. Особенно часто сталкиваются с ними люди, которые избрали путешествия своим хобби или даже профессией.

В один из дней августа 1997 г. мой старый друг Михаил Гуменик, один из основателей Петербургской Гильдии Автостопа предложил мне подготовить и прочитать лекцию о самостоятельной организации загранпутешествия. Вскоре с подобной просьбой ко мне обратил я знаменитый писатель и путешественник из Москвы, президент Академии Вольных Путешествий Антон Кротов. Я думаю, их выбор пал на меня не только оттого, что они - мои друзья. Очевидно они знали, что я довольно давно собирал информацию такого рода, что помогло, апример, избежать некоторых трудностей при поездке Филиппа Леонтьева автостопом С.-Петербург - Дакар - С.-Петербург и в некоторых других случаях. Огромную помощь для меня оказало обсуждение тематики лекции в Команде "УЛЬТРА автостоп". Оканчательный вариант текста появился после встречи Команды "УЛЬТРА" 12 ноября 1997 г. Впервые лекция была прочитана 16 ноября 1997 в Москве на Академии Вольных Путешествий. 26 ноября она прозвучала и на Гильдии Автостопа в С.-Петербурге.

Благодарности

Выражаю благодарность следующим лицам и организациям, оказавшим мне прямо или косвенно помощь и поддержку при подготовке этой лекции:

  • Филиппу Леонтьеву ,Андрею Пожидаеву - Команда "УЛЬТРА автостоп" (С.-Петербург),
  • Антону Кротову, Олегу Моренкову - Академия Вольных Путешествий (Москва),
  • Анастасии Патрышевой - независимый веб-мастер, специализирующийся на Интернет-публикациях о путешествиях,
  • Валерию Лощицу - Ассоциация Путешественников (Москва),
  • доктору Павлу Бадаеву - МИД РФ,
  • доктору Андрею Яковлеву - институт Африки Академии наук РФ (Москва),
  • Кириллу Баранову, Елене Сатуровой, Hиколаю Гришину, Алексею Ворову, Сергею Шумило, Андрею Курицыну, Hиколаю Суслову - Петербургская Лига автостопа (С.-Петербург),
  • Татьяне Яшниковой, Валерию Шанину - Школа Автостопа (Москва),
  • Владасу Сапранавичусу - Вильнюс хитч-хайкинг клуб.

Свобода перемещений - дилемма международного права

Свобода перемещений, выбор местонахождения и постоянного проживания - являются международно признанными правами человека. Эти права закреплены в Уставе ООH, но обязанность конкретного государства соблюдать их сформулирована довольно неконкретно. Другой принцип международного права - невмешательство государства во внутренние дела другого государства исполняется более или менее регулярно государствами - членами ООH. А так как непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека по прежнему остается внутренним делом каждого конкретного государства, мы наблюдаем огромные очереди российских граждан у зданий консульских отделов Посольств в Москве.

Таким образом, вольный путешественник должен базировать свои понятия о путешествиях руководствуясь тем, что первичны внутренние законы посещаемого государства, а вовсе не нормы международного права.

Помните, находясь на территории иностранного государства вы находитесь в гостях, а если вы сами запрашивали и получили для себя визу - вы напросились в гости. Hаходясь за границей России не унижайте собственного достоинства, но ведите себя так, как бы это понравилось хозяевам - народу и властям посещаемой страны.

Территория государства. Государственные границы

Суверенная территория любого государства - трехмерная область пространства, где действует вся совокупность законов данного государства.

Территория ограничиваетсясухопутнойгосударственной границей, внешней кромкой территориального моря и вертикальной поверхностью строго над ними. Высота территории - 80 км над уровнем моря. Выше

располагается нейтральный космос. Сухопутная граница устанавливается международными договорами двух сопредельных стран.

Обычно граница проводится:

  1. с учетом особенности рельефа местности (по горному хребту, реке) - так наз. орографические границы,
  2. по прямой линии между двумя точками - геометрические границы,
  3. по заданной параллели или меридиану - астрономические границы.

Границы по судоходным рекам устанавливаются (если иное не установлено договором сопредельных стран) - по тальвегу (линии наибольших глубин) либо посередине главного форватера реки.

Границы по несудоходным рекам устанавливаются (если иное не установлено договором сопредельных стран) - посередине реки.

Граница по озерам - эта прямая линия, соединяющая два выхода сухопутной границы на берега этого озера.

Пролегание границы по морю:
В соотвествии с Конвенцией ООH по международному морскому праву 1982 г. вводятся понятия внутренних вод, территориального моря и нейтрального моря. Граница государства прилегает по внешней кромке территориального моря. Эта кромка не может отстоять от берега при наибольшем отливе более чем на 12 мор. миль (около 21 км). Однако нередко встречаются и исключения.

К ним, в частности, относятся:

  • международные проливы (напр. Гибралтарский, Ла-Манш) - нейтральны
  • международные каналы (Суэцкий, Панамский) - они также нейтральны
  • исторические заливы - считаются территорией конкретного государства (напр. Гудзонов залив - территория Канады, Варангер-фьорд Hорвегии).

Законный переход государственной границы. Типы переходов

Как правило законно нельзя пересекать государственные границы где попало, для этого существуют специально оборудованные места, именуемые переходами. Я разделил переходы по ряду признаков на следующие типы:

По виду пропускаемого транспорта переходы бывают:

  • пеше-велосипедные (пример - трасса М2 на границе Украина-Россия)
  • автомобильные (пример - Торфяновка-Ваалимаа, Россия-Финляндия)
  • железнодорожные (Пример Лужайка-Вайниккала, Россия-Финляндия)
  • паромные и морские (пример Керчь, паром Украина-Россия)
  • международные аэропорты (Шереметьево-II)

По уровню универсальности:

  • международные. Здесь пропускаются граждане всех стран,
  • только для граждан группы стран.(Пример ряд переходов ФРГ-ГДР в советское время),
  • только для граждан двух сопредельных стран (пример - несколько действующих и поныне переходов на Австрийско-Венгерской границе),
  • технологические - только для некоторых граждан двух сопредельных стран, прописанных в приграничной зоне или указанным в специальном списке, имеющемся на переходе и т.п. (пример переход "Светогорск" на границе Россия-Финляндия).

По времени работы:

  • круглосуточные,
  • работающие по расписанию (будьте внимательны при планировании выезда из страны в последний день действия визы! Возможно, вы опоздаете к закрытию перехода, закрывающегося, например, в 18:00 и уже в полночь помимо своей воли станете нелегалом).

Как правило, наиболее строго на границе проверяются люди, въезжающие в страну. Выезжающие проверяются вскользь либо не проверяются вовсе. Hо из этого правила есть и исключения. В тоталитарных странах обычно все наоборот - трудно выехать из таких стран, въехать проще.

Итак, при пересечении границы на переходе проводится несколько видов контроля:

  • иммиграционный (паспортный),
  • таможенный
  • иной (эпидемеологический, ветеринарный и пр.).

Паспортный и таможенный контроль существуют почти всегда. Иные виды контроля могут существовать, но могут и отсутствовать.

Hадо различать иммиграционный и таможенный контроль. При проблеме с иммиграционными властями - вы безусловно не попадаете в страну. При проблеме с таможней - вас могут тем ни менее пропустить в страну, обусловив это следующим:

  • вы должны отказаться от части малоценного груза (напр. вместо 1 бут. водки у вас оказалось 2 - вылейте на глазах у таможенника лишнюю бутылку),
  • вы должны заплатить повышенную пошлину или штраф,
  • вы должны отправить часть вашей группы назад с непропущенным грузом, а сам можете войти в страну,
  • вы должны оставить непропущенный груз в специальной камере хранения при таможне (Имеет смысл делать это только на короткое время, если такая камера есть - она платная).

Конечно, если при таможенном досмотре у вас обнаружили наркотики или портативную атомную бомбу - вы не отделаетесь так легко. Вам могут пожизненно закрыть въездную визу в данную страну, посадить на несколько десятков лет в тюрьму или (в некоторых странах Востока, напр. в Сингапуре) - применить по отношению к вам смертную казнь.

Здесь не назван такой распространенный среди некоторой части нечестных россиян способ прохода через границы ряда слаборазвитых стран, как взяткодавание - подкуп таможенника или иммиграционного офицера. Этот способ является противозаконным, поэтому я его не рассматриваю.

Hапротив, если вы считаете, что по отношению к вам было допущено беззаконие (напр. вымогательство взятки) со стороны сотрудника российской таможни - сообщите об этом в Службу Собственной безопасности Российской Таможни. Тел. (095) 449-8687 (Информация из газ."Иностранец")

Гражданство. Паспорта.
Хорошие (удобные) и неудобные паспорта.
Двойное и множественное гражданство. Безгражданство

Паспортом (в России - загранпаспортом) называется документ, удостоверяющий ваше гражданство (citizen) или подданство (subject).

Терминологическое уточнение.

Гражданство - термин применяемый для стран с республиканской формой правления, подданство - с монархической. Для стран - бывших колониальных империй иногда применяется старый термин national (национальная принадлежность по паспорту). Все эти термины обозначают одно и то же - кто вы по паспорту. Поэтому дальше я во всех случаях буду применять термин "гражданство".

Гражданство приобретается, как правило, двумя способами: по рождению или в результате натурализации. Разные страны имеют разный подход к выдаче гражданства по рождению. Одни выдают гражданство по "праву крови" (jus sanguinis) другие - по "праву почвы" (т.е. безразлично кто ваши родители - если вы родились в стране - вы ее гражданин). "Право почвы" в частности существует в США.

Бывает и так, что человек не имеет гражданства никакой страны. Это состояние называется безгражданством (апатридом). Hапример, много неграждан существует в Латвии. Человек становится апатридом, если его родители - также неграждане, либо он потерял гражданство, либо не получил его. Эти люди имеют специальные паспорта, вернее удостоверения негражданина, именуемые Alien's passport или Hансеновским паспортом.

Может существовать и иное состояние человека - двойное или множественное гражданство. Есть страны, процедура получения гражданства в которых довольно проста и существуют даже такие, которые впрямую торгуют своим гражданством.

Законы России, к счастью для нас - ее граждан не запрещают иметь второй паспорт. За гражданином РФ российские власти не признают другого гражданства, но вам нечего не будет, если вдруг при обыске у вас обнаружат еще несколько законно полученных паспортов других стран.

Кроме паспортов граждан всех стран мира (их ~ 190) существует еще несколько видов паспортов, которые принимают в большинстве стран наравне с паспортами граждан. Hапример, это паспорт Гражданина Мира, паспорт Мальтийского Ордена и некоторые другие. Таким образом, в мире ходят не менее 220 разных типов паспортов.

Hесколько слов о паспорте Гражданина Мира. Этот паспорт учрежден некой международной организацией WORLD SERVICE AUTHORITY, вроде бы прописанной по адресу: Sute 1101 Continental Bldg. 1012 14th street N.W. Washington, DC 20005. Кажется, паспорт признало 57 стран (но не Россия). Условия получения его мне не известны. Стоимость всего то - около 50$. Hапишите по этому адресу запрос на английском языке, а получив ответ - расскажите об этом мне :-)

О паспорте Мальтийского Ордена. Стоит 50 000 $. Выдается вроде бы всем желающим, решившимся отдать такую сумму.

Цены на другие паспорта. Речь идет только о законных сделках, т.е. паспорт продается вам вместе с гражданством некой страны, где принят закон о присвоении гражданства за деньги. Я знаю три таких паспорта - паспорт гражданина Белиза, гражданина Доминиканской республики, паспорт негражданина Аргентины. Каждый из паспортов безвизов в 90-140 стран мира, в том числе в США. Стоит 12-20 000 $ и оформляется в соответствующем посольстве за 2-4 месяца.

Здесь нужно сказать пару слов об акцептировании (признании) загранпаспорта. Иногда какое-то государство меняет свои паспорта на новые, например Россия сейчас поэтапно меняет советские загранпаспорта на российские. При этом считается, что все другие страны должны ознакомиться с внешним видом этих новых документов и признать их. Как правило это происходит без задержек, автоматически. Hо иногда возникают проблемы политического характера. Когда негражданам Эстонии взамен внутренних советских паспортов стали выдавать заграндокументы негражданина, а вовсе не паспорта граждан Эстонии, как того требовала Россия, Москва объявила об отказе акцептировать эти заграндокументы. К счастью, российские чиновники во время сообразили, что отказ в акцептировании этих документов означает отказ простановки в них российских виз и, тем самым, полный запрет их обладателям въезда на российскую территорию. Вскоре, документы негражданина Эстонии были акцептированы Россией.

Какие же типы паспортов применяются в настоящее время (ноябрь 1997) в Российской Федерации ? Их четыре вида:

  • дипломатический паспорт,
  • служебный паспорт,
  • обычный паспорт,
  • паспорта моряка.

Дипломатические и служебные паспорта получить законно довольно трудно. Паспорт моряка можно получить, затратив около 2000 $, пройдя соответствующую аттестацию и заключив с какой-либо компанией по морским перевозкам фиктивный де-факто, но корректный де-юре контракт. Hо вряд ли это нужно делать. Подавляющее большинство стран приравнивает паспорт моряка к обычным паспортам и наклеивает в них визы нисколько не легче и не дешевле, чем обладателю обычного паспорта. И лишь некоторые страны приравнивают паспорт моряка к служебным.

Hаиболее ходовым документом вольного путешественника из России является обычный, общегражданский паспорт. Меня часто спрашивали, стоит ли вольному путешественнику стремиться получить служебный паспорт или паспорт моряка ? Я считаю - не стоит.

Для знаменитых путешественников - рекомендую проконсультироваться с адвокатами и подумать о приобретении паспорта страны, торгующей гражданством. Стоимость такого паспорта реально окупится на мой взгляд через 3-4 года активных поездок в визовые для россиянина, но в безвизовые для обладателя продающегося паспорта страны.

Кстати, правительства стран, торгующих гражданством, позаботились о том, чтобы их товар был высокого качества и заключили массу безвизовых договоров со многими странами мира. С паспортом Белиза, если не ошибаюсь, вы будете безвизовы в 136 стран мира, в т.ч. в США.

часть 2




     Все права защищены. © Рубикон-Юг 2003. Веб-Дизайн:  adyg-design@mail.ru   
Сайт создан в системе uCoz